Калибровка: как понять чувства партнера

Калибровка: как понять чувства партнера
Время на прочтение: 3 мин

Как укрепить связь с близкими людьми? Для этого давайте продолжим изучение раппорта! Олег Жуков, бизнес-тренер и эксперт по межличностным отношениям, поделится с вами тонкостями калибровки, которые помогут создать крепкие и эмоциональные отношения. Приятного чтения! – Наталья Писарева

«Да ладно тебе, брось! Что ты паришься? Не грусти, давай веселее!»

Уверен, у каждого был опыт подобных попыток успокоить близкого человека в моменты переживания. Какую реакцию это чаще вызывало? По себе помню, что совсем не успокоение, а скорее, наоборот, сопротивление. Как много шансов у нас, стоя в такой ситуации наверху, убедить человека в том, что на самом деле у него все в порядке? В чем ценность такой поддержки?

Желая поддержать партнера вместо того, чтобы спуститься к нему и помочь выбраться, мы буквально находимся наверху и пытаемся рассказать ему, что он на самом деле не в яме. Словами пытаемся убедить его выбраться, когда у него не хватает сил и средств для этого. Яма больше его текущих возможностей и эмоциональных ресурсов. Понимаете?

В предыдущий раз мы разбирали важность такого комплексного навыка как раппорт. В примере выше именно раппорт может быть тем ресурсом, который позволит быстрее помочь вашему близкому человеку. Мы говорили о том, как он влияет на процесс коммуникации и из чего он состоит: калибровка, подстройка и ведение. Сегодня разберем его первую часть более подробно на примере работы с эмоциональным уровнем.

Вспомним, что такое эта самая калибровка.

Как мы будем определять, что было куплено 1 кг помидоров или что кто-то  похудел на 1 кг? Мы будем взвешивать на весах, т.е. мы будем сравнивать конкретный параметр (массу объекта) с некоторым эталонным значением. Эталонное значение заложил в весы их производитель.

Какие действия необходимо произвести?

  1. Выбрать категорию, параметры, которые мы будем отслеживать: вес.
  2. Установить эталон с ясными и понятными критериями для сравнения. В данном случае, эталоном может быть объект весом 1 кг.
  3. Использовать соответствующие инструменты для распознавания и отслеживания выбранных параметров. Например, использовать весы.
  4. Корректно интерпретировать полученные данные с помощью математики. Получается довольно просто, верно?

А как быть с эмоциями?

Ведь в работе с эмоциями уже нет весов и шкалы измерения, чтобы однозначно сказать: «Это печаль». Точно ли это печаль? Может быть, это грусть или тревога? Мы часто не умеем различать эти состояния друг от друга.

Мы внутри себя не особо понимаем, в каком именно эмоциональном состоянии находится партнер. Как мы можем установить раппорт в таком случае? Ведь у нас нет эталона!

Возвращаясь к метафоре с ямой: мы думаем, что партнер твердо стоит на ногах, и ему достаточно чуть-чуть подпрыгнуть, на руках подтянуться, и он выбрался! А на самом деле он глубже, чем мы думаем, а еще сломал ногу и не может достаточно подпрыгнуть, да и рука у него болит после прошлого раза…

Задача калибровки – научиться быстро и достаточно точно определять, что же там за яма такая, и как в ней чувствует себя наш партнер.

Первое, что нам поможет проработать наш «эталон», необходимо вспомнить, какие бывают эмоции. Какой-то единой классификации нет. Ученые выделяли различные наборы базовых эмоций – врожденных, которые есть у всех нас «из упаковки». Например: 🔸 радость, 🔸 удивление, 🔸 печаль, 🔸 гнев, 🔸 отвращение, 🔸 презрение, 🔸 страх.

Все эти эмоции нам хорошо знакомы, верно? Но сколько всего эмоций может почувствовать человек? Существует разное мнение, но представление о том, что их более 100, нам вполне достаточно. Некоторые из них более сложные и труднодоступные. Как же научиться калибровать их, если мы не всегда можем даже назвать их без специальной подготовки?

На помощь нам приходит более комплексное понятие – состояние, т.к. оно может включать в себя не только эмоциональные, но также психологические и физические аспекты. В этом контексте поможет бизнес-тренер Фрэнк Пьюселик и его классификация.

Он объединил все многообразие состояний в 6 блоков, которые довольно просто отслеживать: 🔹 Активный позитив – АП. 🔹 Пассивный позитив – ПП. 🔹 Активный негатив – АН. 🔹 Пассивный негатив – ПН. 🔹 Интерес – И. 🔹 Принятие решения – Р.

Вот так Фрэнк помог нам сгруппировать все эмоциональное многообразие в шесть больших сегментов, с которыми легче работать.

С практической точки зрения это очень важно! Например:

Человек в очереди громко ругается – явно демонстрирует АН. Вы наступили в метро на ногу соседу случайно, и он на вас пристально смотрит – ПН. Возвращаетесь домой, а ваш ребенок быстро бежит вас встречать с криками «мама, мама пришла!» – АП.

Эта модель состояний Пьюселика позволяет нам калибровать эмоциональный фон партнера на уровне, достаточном для дальнейшего установления и поддержания раппорта в целом!

В завершении повторюсь, фокусов внимания для калибровок в процессе взаимодействия довольно много: мимика, жесты, вербалика, форма составления предложений, употребляемая лексика и т.д. Этому необходимо целенаправленно обучаться, если есть жгучее желание развивать уровень своей коммуникации.

Сегодня же вы узнали про важнейший пласт, который позволит эффективнее взаимодействовать с людьми на эмоциональном уровне.

В комментариях предлагаю потренироваться и написать напротив названия эмоции сегмент модели Пьюселика, к которому вы бы их отнесли (АП, НП, АН, ПН, И, Р):

воодушевление, восторг, уныние, печаль, отвращение, горе, любопытство, депрессия, задумчивость, азарт, презрение, гнев, испуг, бессилие, удивление, энтузиазм, умиротворение, восхищение.

Автор: Олег Жуков

Редактор и иллюстратор: Наталья Писарева

TenStat Journal
TenStat Journal

Онлайн-журнал сервиса TenStat