Есть люди, которые не покупают продукт только потому что на нем написано, что он лучший на рынке. А есть те, кто считает, что на этикетке печатают чистую правду 😉 Юрист Нина Богуш рассказала, являются ли такие уловки легальными и стоит ли им верить. – Наталья Писарева
На днях на полке магазина я наткнулась на блинчики с клубникой одного отечественного производителя, на упаковке которого ярко-красным читается: «№ 1 В РОССИИ*».
А так ли это на самом деле?
Я подготовила 5 основных рекомендаций для производителей, чтобы не получить обвинение в недобросовестной конкуренции, не распрощаться с прибылью и не пошатнуть свою деловую репутацию. Здесь, думаю, многие из вас вспомнили рекламу Head & Shoulders и Colgate, и многих других, в основном, потребительских товаров.
Одним из проявлений недобросовестной конкуренции является некорректное сопоставление собственных товаров с товарами конкурентов, что может придать сравнивающей стороне необоснованные преимущества в бизнесе.
Интересно, что такая некорректность может быть связана как с использованием недостоверной информации, так и достоверной.В таком случае при сравнении используются разные, несопоставимые параметры, например: цена товаров с фактически разной комплектацией.
Некорректное сравнение может быть двух видов:
🚩 Негативное сравнение подчеркивает превосходство своего товара или деятельности над товарами или деятельностью конкурента, что приводит к необоснованным преимуществам и дискредитации конкурента.
При таком сравнении товары конкурента могут и не называться – сравнение может производиться со всеми другими представленными на одном рынке однородными товарами.
🏳 Позитивное сравнение характеризуется использованием известности и популярности товара конкурента для продвижения своего товара.
На данный момент запрещено некорректное сравнение с конкурентом или его продукцией с использованием слов: «лучший«, «первый«, «№ 1«, «самый«, «только«, «единственный«, или других обозначений, которые могут создать впечатление о превосходстве товара или предприятия без указания конкретных параметров сравнения, подтвержденных объективно, или если утверждения, содержащие эти слова, являются ложными, неточными или искаженными.
🚨 Что, если нарушить? Штраф от 100 000 до 500 000 рублей предусмотрен для юридических лиц, от 4 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц, и от 2 000 до 2 500 рублей – для граждан.
Кроме того, весь такой товар придется изъять из оборота (понести дополнительные убытки), прекратить рекламу и даже, вероятно, возместить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам и компенсировать нанесенный вред их деловой репутации.
🥞 Что же с блинчиками?
На обороте упаковки под » * » производитель указал: «*По данным потребительской панели, по объему покупок замороженных готовых к употреблению блинов в натуральном выражении за период с декабря 2018 по ноябрь 2019 (год в целом), размер выборки: 20000 домашних хозяйств в РФ.».
Head & Shoulders и Colgate тоже указывали мельчайшим шрифтом: «по результатам опроса потребителей».
📌 Производителям я рекомендую:
Не размещать на упаковке своих товаров и в рекламе необоснованные заявления.
Обязательно проводить изучение рынка, потребительского спроса и использовать аналитические данные в обоснование сроком не менее одного года для соответствующего позиционирования.
Использовать для сравнения только значительные или сопоставимые факты.
Не забывать указывать обоснование сравнения на упаковке товара и в его рекламе.
Следить за актуальностью размещенной информации.
Разбираться в нюансах недобросовестной конкуренции и антимонопольного регулирования может быть сложно, но крайне важно для правовой безопасности вашего бизнеса. Наличие четких алгоритмов и подхода к позиционированию, разрешению спорных ситуаций помогут не только сохранить прибыль, но и принесут свой вклад в укрепление деловой репутации.
❓Ловили себя на мысли, что выбираете на полке продукты №1? Или сами размещаете подобную информацию на своем товаре? Поделитесь!
Автор: Нина Богуш
Редактор и иллюстратор: Наталья Писарева
Онлайн-журнал сервиса TenStat