Как самостоятельно упаковать франшизу и масштабировать бренд?

Как найти хорошего копирайтера: 6 советов
Время на прочтение: 3 мин

Хотите, чтобы ваш бренд распространялся по разным городам? Создайте франшизу. В нашем новом материале Севиндж Гудзь, специалист в области франчайзинга, рассказывает, как сделать вашу идею бизнеса доступной для других. Узнайте, какие шаги и инструменты помогут вам в этом. Приятного чтения! – Наталья Писарева

Франшиза – это замечательный инструмент для масштабирования бизнеса. Я не знаю других быстрых способов создать сеть, при которых:

  • НЕ нужно инвестировать собственные средства;
  • НЕ нужно нанимать сотрудников и контролировать их;
  • НЕ нужно вести управленческую деятельность новых точек;
  • НЕ нужно вкладываться в рекламу и поиск клиентов.

Франшиза предполагает, что все эти опции вы передаете своим франчайзи партнерам, и наблюдаете за тем, как ваш бренд развивается.

🔷 Когда вы продаете франшизу, вы передаете по договору 2 вещи: ноу-хау и бренд

Чтобы продавать право пользования брендом, вам нужно его зарегистрировать.

Для начала нужно определиться с видами деятельности, которые будет защищать этот товарный знак, и провести проверку на наличие такого обозначения. Если знак свободен в выбранном вами классе, можно приступать к регистрации.

Свидетельство на товарный знак вы получите в лучшем случае только через 1,5 года. Именно такие сроки установлены законодательством. Но это вовсе не значит, что вы не можете продавать свою франшизу. Есть способ начать продажу, не имея свидетельства на руках.

🔷 Франшиза предполагает передачу стандартов

Многие компании не документируют стандарты своей работы, это приводит к тому, что в рамках одной сети предприятия могут работать по-разному. Такое недопустимо во франчайзинге.

Не поленитесь найти в своей компании стандарты и описать их. Если у вас их нет, то внедрите их и обеспечьте безоговорочное выполнение и работу по стандартам вашими сотрудниками. Наряду с описанием стандартов необходимо включить систему контроля за их соблюдением в сети и меры ответственности за их нарушения.

Поверьте, когда у вас появится четкое описание правил, вам будет гораздо проще поддерживать порядок и системность в работе.

🔷 Распишите руководство по оперативному управлению – это не что иное, как систематизированные знания и документация, на основе которой ведется вся управленческая деятельность компании.

Ваша задача на данном этапе изложить их в четкой и понятной форме для дальнейшей передачи франчайзи.

🔷 Поверьте моему опыту, франчайзи будут заглядывать вам в рот и прилежно выполнять все ваши просьбы ровно до тех пор, пока не получат всю информацию. В какой-то момент франчайзи поймет, что уже все знает о том, как устроен ваш бизнес и захочет снять вывеску и работать самостоятельно, больше не выплачивая вам роялти и прочие отчисления.

Необходимо расписать концепцию франшизной системы для вашего бизнеса таким образом, чтобы он учитывал интересы обеих сторон. Иметь «якоря», которые будут удерживать франчайзи в системе и мотивировать на работу.

Большая ошибка – не учесть способы выхода из франшизной системы, потому как обстоятельства могут быть разными, и это тоже нужно предусмотреть.

Чем подробнее будут ваши документы, тем лучше**.** Так вам удастся избежать негативных последствий в будущем.

На этом этапе консалтинг со специалистом позволит вам еще на старте избрать правильную стратегию продвижения и максимально обезопасить себя от возможных рисков.

🔷 Подготовьте юридически грамотный пакет документов

Франшиза, это в первую очередь отношения между покупателем и продавцом. Чтобы все между ними было предельно ясно, важно обо всем договорится на берегу.

Договор во франчайзинге – это своего рода страховка от неблагоприятного развития сотрудничества (досудебного решения споров и возможного судебного разбирательства). Даже то, что первоначально кажется вам невозможным, в договоре важно предусмотреть, потому как в ситуации, когда две стороны не придут к взаимному соглашению, они будут искать соответствующий пункт в договоре.

Договор регламентирующий отношения во франчайзинге, будь то лицензионный или договор коммерческой концессии, подлежит обязательной регистрации в Роспатенте. Только тогда договор считается действительным.

Франчайзинг – это не просто какая-то инициатива, а возможно стратегически самое правильное решение для вашего бизнеса. Ошибки и недочеты совершенные на этапе разработки могут иметь фатальные последствия для франшизы. Поэтому будьте предельно внимательны ко всем деталям.

❓Задумывались ли вы когда-нибудь о создании своей франшизы? Какой аспект разработки франшизы кажется вам наиболее сложным и почему?

Автор: Севиндж Гудзь

Редактор и иллюстратор: Наталья Писарева

TenStat Journal
TenStat Journal

Онлайн-журнал сервиса TenStat