Я часто наблюдаю, как мои коллеги тяжело переживают состояние “день созвонов с заказчиками”. Общение в переговорах выматывает. Как помочь им прийти в себя? Психолог Елена Сергеева подготовила чек-лист, который расскажет как позаботиться о себе перед тяжелым разговором и что делать после. Приятного чтения
– Наталья Писарева
Ноябрь – пора не только перестроения природы, для людей из деловой сферы это период перезаключения контрактов, планирование целей и задач для команды на следующий год, переговоры с клиентами, урегулирование трудовых споров и др.
Буквально на днях, ко мне обратились несколько бизнесменов (руководители московских компаний) и адвокатов с запросом, что после «жестких переговоров» с крупными заказчиками и судебных заседаний самочувствие «как выжатый лимон», ночью сон неглубокий и постоянные мысли в голове»что я сделал не так»? До конца года нужно многое сделать, как восстановиться? Как сохранить бодрость и вести команду вперед?
В этой статье я собрала несколько рекомендаций, которые помогут читателям обрести навык саморегуляции. Этот список сформировали сами клиенты на наших сессиях.
Когда переговоры запланированы на определенный день
1. Необходимо подготовиться к встрече заранее:
- Изучите информацию о компании или партнере, с которым будете вести переговоры.
- Определите свои цели и стратегию поведения.
- Подготовьте убедительные аргументы – это ключевой фактор успешных переговоров.
2. На встрече:
- Слушайте внимательно своего партнера по переговорам и попытайтесь понять его точку зрения.
- Используйте техники активного слушания (например, повторение ключевых фраз), чтобы показать свое внимание к словам собеседника.
- Старайтесь сохранять спокойствие и контролировать эмоции во время переговоров.
- Ищите компромиссы и стремитесь найти решение, которое будет выгодно для всех сторон.
- В конце переговоров поблагодарите своего партнера за возможность провести диалог, выразите готовность работать вместе для достижения общих целей.
- Желательно зафиксировать итоги встречи в документе (например, в протоколе, электронном письме, если встреча не предполагала подписание контракта или соглашения).
Когда переговоры возникли спонтанно (например, пришел ключевой сотрудник с заявлением на увольнение, ваша задача – его переубедить):
- Будьте доброжелательны.
- Пообщайтесь по душам, искренне скажите сотруднику о его сильных сторонах.
- Обсудите варианты продолжения сотрудничества.
- Возьмите паузу и оцените все за и против с «холодной головой».
- Если у вас получилось больше плюсов, чтобы этот сотрудник остался, продолжайте переговоры. А если нет – то вы справитесь, найдете другого сотрудника.
После напряженных переговоров важно восстановить свои эмоциональные и физические ресурсы. Вот несколько советов, как это сделать:
Запишите ответы на вопросы: «Что сделал так? Что учесть в следующий раз или как исправить ситуацию?». Записав ответы на бумаге, мозг успокоится и перестанет «мучить мыслями» по ночам.
Помогите своей психике восстановиться: сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (на вдохе живот должен надуться). Дыхание животом поможет снять напряжение и успокоиться.
Найдите тихое место, где вас никто не будет беспокоить. Сядьте или лягте на спину и закройте глаза.
Представьте себе спокойное место, например, лес или пляж. Визуализируйте себя там и наслаждайтесь тишиной.
Попробуйте медитацию для расслабления тела и ума, сходите в сауну или на природу.
Попросите помощи у друзей или коллег, которые могут поддержать вас эмоционально.
Соблюдайте режим сна (мелатонин вырабатывается с 11 до 1 часа ночи).
Утром сделайте зарядку или пробежку, чтобы помочь себе взбодриться.
И помните, вы – руководитель своей жизни. Вы выбираете: как относиться к переговорам – для одних людей это очередной шаг к успеху, драйв, новый опыт, а для других – сложные испытания.
Автор: Елена Сергеева
Редактор и иллюстратор: Наталья Писарева
![TenStat Journal](https://tenstat.ru/wp-content/uploads/2022/11/logo-new-300x300.png)
Онлайн-журнал сервиса TenStat